Гимн, как герб и флаг, является высшим символом государственности. В торжественные минуты, когда взвивается флаг, звучит гимн. Люди встают. Военные, если они в головных уборах, отдают честь.
Гимн - это олицетворение мощи государства, его международного имиджа. Гимн сплачивает нацию, вдохновляет народ на подвиги. Праздничность и торжественность музыки гимнов укрепляет государственное самосознание. Исполнением гимнов выражаются почести представителям иностранных держав, высшая форма уважения.
В нашей стране государственный гимн прижился в сравнении с другими государствами очень поздно. А если учесть, что он родился из военной музыки, то и тем более непонятно, ибо военная музыка у нас родилась очень давно: в княжеских дружинах, в войсках народного ополчения, в стрелецком войске. Наши музыканты уже несколько веков знают такие инструменты, как рог, труба, свирель, жалейка, барабан, набат. А с началом XVII в., еще до Петра I, стали применяться габои, валторны и многие другие музыкальные инструменты.
Военная музыка служила (и служит по сей день) целям строевого обучения и воинского воспитания, является одним из важных эстетических элементов воинских ритуалов. А великий русский полководец Александр Васильевич Суворов утверждал, что военная музыка удваивала, утраивала армию, особенно при атаках.
Возникла военная музыка в глубокой древности. Она существовала уже в рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Древней Греции, в Древнем Риме. Египет, Ассирия, Вавилония, Палестина, Китай, Индия на заре нашего первого тысячелетия уже знали музыку. Уже в те далекие годы человек использовал для извлечения звуков трубы, флейты, ударные инструменты. Правда, первоначально военная музыка сводилась к системе сигналов для управления войсками на поле боя и регламентации быта поиск. Но потом стала применяться для поднятия боевого духа. В Вавилоне, Индии и Египте с этой целью исполнялись религиозные песнопения в честь своих богов. В Греции исполнялся гимн во славу Аполлона. Польские рыцари (это уже в XV в.) перед боем пели "Богородицу". Российский гимн "Гром победы" (1791 г.) вызывал радость, гордость за свою державу, готовность к подвигу, неустрашимость. Идею владычества над океанами и континентами выражал гордый гимн "Правь, Британия!".
Исполнение гимна вызывало, повторяю, необыкновенные чувства. Чувства гордости, радости, восторга. И не случайно Петр I, исполняя вместе с певчими Троицкого собора гимн "Тебя, Бога, хвалим" в честь победы в Северной войне, плакал.
Военная музыка, военные марши целиком заполнили эпоху Петра I. Они звучали всюду. Рекрутам помогали преодолеть слезливость при расставании с родителями , воинам- преодолевать трудности походной жизни . Во время парадов заставляли четко держать равнение и тверже ставить ногу. И самое главное - всегда вызывали радость. И не случайно в городах даже в будничные дни летом военные оркестры играли в садах и парках. Прекрасная музыка в прекрасном исполнении скрашивала жизнь, делала человека чище, благороднее.
"Преображенский марш", вплоть до 1790г., когда появился "Гром победы", фактически был гимном. Его исполняли при выходе императоров, на парадах, на приемах послов. "Преображенский марш", созданный неизвестным капельмейстером, стоял в ряду лучших маршей, таких, как "Старый Дессау" (1706 г.), посвященный прусскому фельдмаршалу Леопольду I, князю Ангальт-Дессау, австрийский "Принц Евгений", английский "Британские гренадеры", венгерский "Ракоши-марш".
18 марта 1814г. перед штурмом Парижа командование российской армии решило собрать все военные оркестры на горе Монмартр и играть русские марши, в том числе и "Преображенский марш". Это сыграло свою роль. Во-первых, вызвало трепет у противника, и во-вторых, подняло дух российских воинов. Многие воины знали слова марша и подпевали:
Пойдем,братцы,за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним, век ее каков!
Но если "Преображенский марш" не сразу стал неофициальным гимном, то марш "Гром победы, раздавайся!" с первого дня создания стал гимном, хотя опять же неофициальным. "Гром победы" был написан композитором О. А. Козловским на слова Г. Р. Державина в честь воинов, под командованием А. В. Суворова уничтоживших тридцатитысячную турецкую армию в 1791 г. Марш оказался красивым, торжественным, в манере западнославянского марша-полонеза.
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрес.
Впервые "Гром победы" был исполнен 28 апреля 1791 г. в стенах Таврического дворца князя Потемкина. В этот день отмечался факт взятия Измаила войсками А. В. Суворова. Хозяин дворца пригласил пять тысяч гостей. Первой была приглашена императрица Екатерина П.
К 18 часам во дворце, украшенном хрусталем светильников, мрамором, яшмой, гобеленами, персидскими коврами, вазами, собралось около трех тысяч человек.
С появлением в зале императрицы три сотни хористов под гром оркестра грянули мажорный "Гром победы, раздавайся!". Четырнадцатилетний наследник престола Александр, двенадцатилетний великий князь Константин п 24 пары аристократической блистательной молодежи открыли бал. Музыка звучала настолько торжественно, пары кружились так грациозно, что у многих в глазах стояли слезы. Это заметил сам Державин. А поскольку среди приглашенных были и представители иностранных государств, торжество в Таврическом дворце вылилось в утверждение России в числе великих Британской, Французской, Османской империй и монархии Габсбургов, {исзда композитора, кстати, выходца из Польши, Осипа Антоновича Козловского после этого торжества взлетела и уже никогда не заходила. Еще дважды, по меньшей мере, менялся текст "Грома победы", а музыка оставалась неизменной. И хотя "Гром победы" так и не стал нацциональным гимном России, он был признанным гимном дворянства.
* * *
Прелюбопытное совпадение: в один год с Осипом Козловским родился второй гений русской музыки - Дмитрий Бортнянский. 1751 год оказался удачным. Но если Осип Антонович Козловский служил в армии, был участником осады Очакова в 1788 г. и в 1793 г. получил воинское звание премьер-майора, то Дмитрий Степанович Бортнянский оказался сугубо штатским человеком. Семилетмим мальчиком его привезли с Украины, из села Глухова, в Санкт-Петербург для обучения пению. В семнадцать послали Италию, где он прожил десять долгих лет. Пребывание за границей для талантливого мальчика оказалось полезным. Сразу по возвращении он был назначен капельмейстером хора придворных певчих. В 1784 г., написав для цесаревича Павла музыку, Бортнянский как бы заложил свой успех в придворной карьере, и как только Павел Петрович пришел к власти, он сразу назначил Бортнянского директором Императорской капеллы.
В это же примерно время талантливый капельмейстер Козловский, находясь под началом князя Потемкина и постоянно радуя вельможного командира новыми произведениями, тоже был назначен на высокую должность: он стал директором музыкальной капеллы князя.
Осанистый, строгий, горделивый, исключительно работоспособный, Осип Антонович уже в 1803 г. стал заведовать всеми оркестрами столицы, организовывал придворные концерты, сам сочинял увертюры, хоры и театральную музыку. За свою жизнь Козловский написал около 70 произведений, прославляющих русское оружие.
И если его музыка формировала психологию офицерского корпуса, воспитывала благородство, она гремела в царских дворцах и в парках дворянских усадеб, то марши, сочиненные Бортнянским, не уступали по мощи и привлекательности. Диапазон его творчества был огромен. Сотня церковных концертов, псалмов, литургических сочинений вышла из-под пера талантливого композитора . Он писал от "Гатчинского марша", предназначавшегося для военных учений, до оперы "Сокол". "Марш всеобщего ополчения России", "Песни ратников", "Страны российские, ободряйтесь" и многие, многие другие произведения вдохновляли солдат на ратные подвиги. Любимым и популярным стал его гимн "Коль славен наш Господь в Сионе". Душевностью, хрустальной чистотой он создавал возвышенное настроение. Написанный на основе
церковных и русских народных напевов, "Коль славен..." исполнялся в медленном темпе. Нежная, сердечная музыка была как бы иллюстрацией характера композитора. Поэтому она исполнялась как молитва и оказывала сильное эмоциональное воздействие на слушателей, особенно на солдат.
Александр I распорядился исполнять "Коль славен..." во время торжественных церемоний несветского характера. Его исполняли во время крестных ходов, на празднике Крещения и во время церковных парадов. Причем когда оркестр проходил мимо войсковых подразделений, солдаты делали "на караул". При производстве юнкеров в офицеры, спуске флага, перед молитвой также звучал гимн "Коль славен...". Таким образом, гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" стал национальным духовным гимном России. Шестьдесят один год (с 1856 по 1917) главная башня Московского Кремля (Спасская) тридцатью семью колоколами вызванивала гимн "Коль славен...". Это происходило в 15.00 и 21.00.
Справедливости ради заметим, что в 12.00 и 18.00 те же колокола вызванивали "Преображенский марш" неизвестного истории капельмейстера.
В 1918 г. обе мелодии были заменены на международный пролетарский гимн "Интернационал" и траурную мелодию "Вы жертвою пали в борьбе роковой...".
Но вернемся к старым гимнам.
Первым уже официальным государственным гимном России стала "Молитва русских". Слова В. А. Жуковского были положены на широко известную за пределами Великобритании музыку "Боже, храни короля". Авторство ее оспаривается по сей день. Одни утверждают, что се написал в 1740 г. учитель музыки Генрих Кэри для короля Георга П. Другие - будто сам Г. Ф. Гендель. Во всяком случае, в седьмом лондонском издании национальных гимнов мира в 1987 г. ни автор текста, ни композитор гимна "Боже, храни короля" не указываются.
А вот наш поэт В. А. Жуковский в 1815 г. сумел сочинить вполне удачный текст на музыку "Боже, храни короля". Вот он:
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Все низпошли!
Повелением Александра I гимн стали исполнять в учебных заведениях столицы, в день празднования годовщины Царскосельского лицея (кстати, с двумя куплетами, которые написал А. С. Пушкин), на парадах в Варшаве. Гимн был принят на вооружение автономным Царством Польским. Польский текст А. Фелинского говорил о единстве двух братских славянских народов. В Польше этот гимн просуществовал до 1831 г.
Словом, Россия наконец обрела собственный гимн. "Молитва русских" стала первым официальным гимном. Казалось, так будет долго. Но не прошло и 17 лет, как наша Родина получила новый гимн, написанный собственным композитором на слова собственного автора. Этим композитором оказался культурнейший и высокообразованнейший человек - Алексей Федорович Львов. Гимн, написанный им, просуществовал век. Он был отменен лишь 2 марта 1917г. Об этом феномене надо рассказать особо.
* * *
Алексей Федорович Львов получил прекрасное образование и не менее замечательное воспитание. Дело в том, что его отец Федор Петрович Львов был заметной фигурой в музыкальном мире. Именно он занял пост директора Придворной певческой капеллы после Д. С. Бортнян-ского и в течение десяти лет, с 1826 по 1836 год, возглавлял ее. Сын Алексей уже в семилетнем возрасте пристрастился к скрипке. Шуман просто был в восторге, услышав игру молодого музыканта. Он назвал его редким исполнителем. "Музыка,- писал он,- у Львова настолько новая, свежая... что хочется слушать и слушать. В его игре много напевности, искренности, силы. Алексей Федорович очень рано приобрел известность как скрипач-виртуоз, дирижер и музыкальный теоретик. Но слава к нему пришла не как к ученому, не как виртуозу, а именно как к композитору, создавшему самый оригинальный, самый привлекательный гимн за всю историю России.
Неизвестно, по каким соображениям Алексей Федорович пошел учиться в Институт путей сообщения. Но он закончил его, и не абы как, а как первый ученик. Его имя выгравировано на доске Почета. В течение 8 лет он строил мосты в Новгородской области. Начальником у пего был граф Аракчеев. В 1828 г. принимал участие в сражениях с турками, за что был награжден бантом на Владимирский крест и орденом Св. Анны на шею.
Исключительно благородный, честный, беспредельно скромный, Алексей Федорович привлек внимание графа Бенкендорфа, который предложил ему перейти в Тайную полицию. Но он отказался, а вскоре получил предложение заведовать делами квартиры императора и его конвоем в составе 138 горцев. Обстоятельства сблизили его с царской семьей. Он стал музицировать для великой княжны Ольги, писал музыкальные пьесы для домашних концертов. Николай I брал трубу, императрица Александра Федоровна садилась oза фортепиано, остальные члены семьи пели, а Алексей Федорович аккомпанировал на скрипке.
В 1833 г. Алексей Федорович сопровождал Николая I в Пруссию и Австрию. В обоих государствах русского императора встречали гимном "Боже, храни короля". По нозвращении царя из поездки Львова пригласил Бенкендорф. Он сказал, что государь весьма сожалеет о том, что и России нет своего народного гимна и ему было скучно слушать чужие. А потому он поручает ему, Львову, написать русский гимн.
Естественно, задача была очень трудной. Алексей Федорович понимал, что это должна быть не обычная музыка типа полонеза, марша. Гимн должен быть величественным, сильным, вызывающим бурю эмоций, пригодным и для армии, и для церкви, и для простого народа и для дворянства, и для императора, наконец. Учесть и побрать все эти требования в одном произведении было немыслимо. И какое-то время Алексей Федорович не мог лаже приступить к написанию этого гимна.
Но в одно прекрасное время размышления о гимне как бы сконцентрировались в голове композитора. Он сел за рояль и в течение нескольких минут написал гимн. Обрадовавшись, Алексей Федорович не мешкая пошел к Жуковскому и попросил прослушать его. Жуковский ныл в восторге. Он тут же подправил под музыку слова сиоих стихов "Боже, Царя храни" и предложил Львову нромузицировать Бенкендорфу. Бенкендорф тоже остался доволен и доложил о гимне царю.
Николай I с императрицей и великим князем Михаилом приехали 23 ноября 1833 г. в Певческий корпус, где Алексей Федорович приготовил хор и два военных оркестра.
Потом в своих воспоминаниях мачеха Алексея Федоровича Е. Н. Львова напишет: "По требованию Николая I гимн был исполнен четырежды, после чего царь обнял, поцеловал Львова и сказал: "Спасибо, спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня".
Царь был настолько доволен, что первое публичное исполнение приказал провести не в Санкт-Петербурге, а в Москве, в Большом театре. При первых же звуках гимна публика поднялась с мест. Мощный, звонкий голос Бантышева вызвал трепет у слушателей. Гимн был исполнен трижды, и всякий раз раздавались крики "Ура!" и "Бис!". Гимн сразу завоевал сердца россиян. Большой театр вынужден был снова и снова организовывать прослушивание его со своей сцены. 400 человек хора, оркестр театра, оркестр военный, оркестр трубачей и изумительный чистый и звонкий голос ведущего певца Бантышева, выводящего первые слова гимна, вызывали взрыв восторга в зале. Зал неизменно вставал, и пение гимна дальше сопровождалось единогласным "Ура!". Казалось, одна душа трепетала в волнующейся громаде зрителей. Своды зала дрожали. То был клич Москвы. Клич России!...Так или примерно так писала пресса.
25 декабря 1833 г. Россия праздновала освобождение от нашествия французов и турок. Царская семья собралась в церкви Зимнего дворца. Во всех залах Зимнего дворца были размещены кавалеры боевых наград за кампанию 1812 г., взятие Парижа. Сам композитор не смог приехать. Он просто боялся, что что-нибудь может произойти не так. В Зимнем присутствовали его отец и мачеха. И когда хоры и оркестры грянули "Боже, Царя храни!", Федор Петрович не сдержался и заплакал.
Композитору граф Бенкендорф прислал записку, которой сообщал, что царь восхищен. В награду за гимн Николай I вручил композитору табакерку с бриллиантами и зачислил его флигель-адъютантом в корпус, кавалергардов для несения придворной службы.
25 декабря 1833 г. стал днем рождения официального гимна Российской империи. Просуществовал он, повторяю, до 2 марта 1917г., до дня отречения от престола Николая II.
В течение 26 лет после победы Великой Октябрьской социалистической революции государственным гимном РСФСР-СССР был "Интернационал". В ночь на 1 января 1944г. по радио прозвучал новый гимн - "Союз нерушимый". Текст сочинили С. В. Михалков и Г. А. Эль- Регистан, музыку использовали А. Г. Александрова из "Гимна партии большевиков". Со временем гимн так и стал называться "Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик".
Ниже приводятся слова того гимна, но после доработки, сделанной С. В. Михалковым после смерти И. В. Сталина.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да зравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
27 ноября 1990г. II Съезд народных депутатов РСФСР утвердил в качестве музыки Государственного гимна РСФСР "Патриотическую песнь" М. И. Глинки. Однако текст гимна до настоящего времени не утвержден.
После событий 1991 года упоминания в гимне о «коммунизме» стало невозможном, а сама мелодия Александровского гимна была ненавистна демократам. Почти на десять лет гимном России стала «Патриотическая песнь» М. Глинки. Текста у гимна не было, хотя попытки создать его предпринимались многократно. Страна была поляризована в политическом плане и найти общее разным политическим слоям общества никак не удавалось.
Двадцатый век подходил к концу, вместе с ним заканчивалось и второе тысячелетие. Вступать в третье тысячелетие без официальных символов государства руководству страны показалось не верным. В декабре 2000 года президент России Владимир Путин высказал свое мнение, что он склоняется к принятию «старого» советского гимна на музыку Александрова. Государственная дума приняла в один день конституционный закон «о Гимне», Совет Федерации его утвердил. 25 декабря 2000г. Федеральные конституционные законы о государственной символике, и в частности закон "О Государственном гимне Российской Федерации", были подписаны президентом России В.Путиным, 27 декабря 2000г. опубликованы в прессе и, таким образом, вступили в законную силу. В ночь на 28 декабря 2000г. музыка Александрова впервые прозвучала в качестве гимна страны на «Радио Россия». Таким образом, в новое тысячелетие Россия вступила с утвержденными согласно Конституции символами государства: двуглавым орлом в качестве герба, трехцветным флагом и гимном на музыку А.В.Александрова и слова С.В.Михалкова. По опросам населения более 77% граждан поддержали возвращение старого гимна с новыми слова С. В. Михалкова, который создал уже три варианта текста гимна: 1944 года, 1977 года и 2000 годов.